Некоторые выдержки из большой статьи-доклада "Рыбы не могут видеть воду, в которой они живут
Автор Марсден Вагнер (датский врач и советник ВОЗ)
(13). Это помогает объяснить растущую пропасть между существующей врачебной практикой и течением естественного процесса.Несмотря на то, что гинекологическая практика постепенно учится анализировать естественный ход родов, врачи все еще не оценивают гинекологические вмешательства с точки зрения риска их применения. Например, действительность показывает, что рождается все больше детей с различного рода неврологическими проблемами (проблема концентрации внимания, дислексия и аутизм). В то время, как делаются усиленные попытки найти причины этих болезней, я знаю, что не делается никаких попыток определить взаимосвязь между этими болезнями и такими гинекологическими вмешательствами, как пренатальное сканирование ультразвуком, введение фармакологических препаратов во время схваток, эпидуральная анестезия при нормальной (обычной) боли во время схваток, отдельные операции кесарева сечения.
Другая причина в том, что течение естественного процесса и врачебная практика далеки друг от друга, заключается в оправданиях, которые дают врачи тому, почему они отвергают анализ природного хода родов в своей практике. Оправдания могут быть следующие:
• Естественный процесс вышел из моды;
• сбор данных о естественном процессе слишком долог и препятствует прогрессу;
• «я использую заключения других врачей и мой собственный опыт»;
• использование неправдоподобных «страшных историй» в попытке доказать необходимость медицинских вмешательств, которые при трезвом взгляде на действительность оказываются не нужны;
• позиция «доверяйте мне, я врач»;
• убеждение в том, что постоянная атака на авторитет врачей разрушает их автономию.Кроме того, у врачей-гинекологов и акушеров есть свои оправдания:
• у современных женщин более узкий таз, чем у их праматерей (действительность это не подтверждает);
• современные новорожденные крупнее, чем раньше (действительность это не подтверждает);
• современное общество не так однородно (действительность это не подтверждает).
Гинекологи, как и все члены общества, имеют тенденцию слепо верить в технологии, и для них естественным является равенство (mantra): технологии = прогресс = современность.
С другой стороны их доверие природе слишком слабое, и эта мысль лучше всего выражена одним канадским акушером: «Природа – это плохой акушер».
Отсюда вытекает, что природу нужно завоевывать, руководить ею, что приводит к повсеместным попыткам бежать впереди нее с помощью каких-либо действий прежде научного изучения этих действий. В двадцатом столетии это привело к серии провалившихся попыток, образно говоря, заменить естественное искусственным, чтобы «улучшить» природу.
- Так, врачи заменили традиционных акушерок-повитух при нормальных родах, с низким риском осложнений, а потом наука доказала, что с последними роды проходят безопаснее.
- Роддом заменил дом, где живет роженица, затем наука доказала, что домашние условия являются более безопасными для рождения малыша, так как в доме применятся гораздо меньше ненужных вмешательств.
- Больничный персонал заменил семью в качестве «команды поддержки» роженицы, а затем наука доказала, что роды проходят лучше и безопаснее, если присутствует семья.
- Родильное кресло заменило естественные (в частности, вертикальные) позиции при родах, а затем наука доказала, что последние предпочтительней.- Обследование новорожденных вдали от матери в первые 20 минут после рождения заменили близость матери и новорожденного, затем наука доказала необходимость для малыша чувствовать мать именно в этот период.
- Искусственное питание заменило материнское молоко, затем наука доказала превосходство грудного вскармливания.
- Детское отделение заменило мать, затем наука доказала, что лучше для матери и ребенка быть вместе в одной комнате.
- Инкубатор заменил тело матери для ухода за недоношенными детьми, наука доказала, что метод «кенгуру» превосходит инкубатор в большинстве случаев.
Если бы больше врачей испытало на себе такие природные катаклизмы как землетрясение или вулкан, они бы осознали, что их стремление контролировать природу являются не более чем маловажными стремлениями.
Операция кесарева сечения, когда в ней нет необходимости: символ дегуманизацииСамым ярким примером и доказательством медикализации и дегуманизации родов является операция кесарева сечения (КС), когда в ней нет действительной необходимости.
Здесь ответственность и контроль полностью лежат на враче-хирурге, а женщина более не способна управлять ничем. КС спасает жизни, но нет никаких подтверждений тому, что растущее количество КС за последние два десятилетия во многих странах сколько-нибудь улучшило результаты родов. (6,7) Как это возможно? Показания для КС увеличиваются, и количество операций растет, а пропорция сохраненных жизней уменьшается. И риск от этой серьезной хирургической операции не уменьшается с возрастанием количества операций.
Логически вытекает, что когда-нибудь наступает такой уровень, при котором этот способ родовспоможения губит столько же жизней, сколько и спасает.
Сегодня женщины и их младенцы платят высокую цену за распространение КС. Научные данные относительно материнской смертности, связанной с КС, показывают, что возрастающие показатели в США и Бразилии, возможно, произошли (по крайней мере, отчасти) из-за повышенного количества проводимых КС. (3).
Таким образом, врачам как США так и Бразилии нужно тщательно проанализировать все случаи материнской смерти, чтобы проверить предположение о том, что растущая материнская смертность напрямую связана с высоким количеством КС.
Данные по другим негативным последствиям, связанным с КС, как для матерей так и для новорожденных, означают то, что оба они (как мать так и ребенок) платят высокую цену сейчас и будут платить в будущем.